Доменное имя сегодня — это не просто адрес сайта в сети интернет. Домен как уникальный идентификатор компании имеет самостоятельную маркетинговую ценность и является, по существу, одним из важнейших нематериальных активов компании в сети. Доменное имя упоминается в рекламе, используется в адресах корпоративной почты и, как результат, прочно ассоциируется у потребителей с компанией в целом и ее брендом.

Неоценимость домена в том, что он работает на имя вашей компании
Неоценимость домена в том, что он работает на имя вашей компании

Но может ли администратор быть уверен в защищенности своих интересов сразу же после регистрации домена? В чем тогда причина пресловутых доменных споров, которые все чаще на слуху? И как защитить ваш домен от посягательств третьих лиц?

Что важно знать о регистрации доменного имени и товарных знаках

Важно понимать, что зарегистрированный домен — еще не совсем «собственность» администратора. Доменное имя не является охраняемым объектом интеллектуальной собственности. Таким образом, регистрация домена как такового отнюдь не означает, что права администратора на этот домен никто не оспорит. Получается, что вы берете домен как бы «в аренду», не получая непосредственных прав на доменное имя второго уровня как совокупность цифр, букв и знаков препинания. Такие исключительные права можно получить, только зарегистрировав товарный знак.

В соответствии с определением Гражданского кодекса РФ, товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Под обозначением здесь понимаются слово, изображение или их сочетания. Таким образом, в качестве товарного знака могут быть зарегистрированы логотип, слоган, наименование продукта и, безусловно, доменное имя.

По существу, доменное имя — это частный случай словесного товарного знака. Зарегистрировав свои права на доменное имя в качестве товарного знака, вы получаете возможность запрещать третьим лицам использование похожих слов и словосочетаний, а также эффективный инструмент борьбы с любителями копипастить успешные чужие проекты.

Товарный знак, однако, полезен не только для того, чтобы карать нарушителей ваших интересов. Вместе со свидетельством о государственной регистрации товарного знака вы получаете недвусмысленное подтверждение вашей собственной добросовестности — того факта, что вы по чистой случайности не нарушили ничьи права на ранее зарегистрированные знаки.

Кейс «АРТИМЕДА»

Потерять домен и выплатить компенсацию может и вполне добросовестное юридическое лицо, если его владельцы не проверили заранее факт существования схожих товарных знаков. В судебной практике можно найти немало примеров таких споров. При этом владелец товарного знака запросто может находиться в другом регионе или даже в другой стране, и вы просто ничего не будете о нем знать. Так, в 2013 году ООО «АРТИМЕДА» (Благовещенск) купило домен artimeda-ufa.ru. А в 2014 году ЗАО «Пластида» (Москва), владеющее товарным знаком «АРТИМЕДА», опротестовало регистрацию домена в суде. Суд вынес решение об аннулировании регистрации доменного имени и взыскании с ООО «АРТИМЕДА» компенсации в размере 250 000 рублей.

По существу, это похоже на ситуацию с производством каких-нибудь физических изделий и патентами. Вы вполне можете производить новый прибор (владеть доменом) и продавать его на широком рынке, не оформляя патент на изобретение (не регистрируя товарный знак) и вообще не задумываясь о том, что такое патент. Но может случиться так, что кто-то получил патент на прибор раньше, чем вы начали его производить — тогда ваше производство де-факто и де-юре вне закона.

Поэтому до того, как зарегистрировать домен, всегда целесообразно проверить, не владеет ли кто-нибудь правами на такой же товарный знак. Для этого в Правилах регистрации доменных имен в доменах .RU и .РФ даже предусмотрен специальный пункт 3.1.4, гласящий, что «в целях предотвращения возможных нарушений пользователю рекомендуется перед подачей заявки убедиться в отсутствии сходных с регистрируемым доменным именем товарных знаков, фирменных наименований, другой интеллектуальной собственности, наименований некоммерческих организаций и государственных органов».

Чтобы сделать такую проверку быстро и бесплатно, можно воспользоваться нашим поиском по товарным знакам, который ищет прямые совпадения и вхождения анализируемого домена второго уровня в ранее зарегистрированные товарные знаки.

Однако будьте внимательны — такая проверка не дает 100% гарантий того, что никто и никогда не предъявит к вам претензий. Например, если вы будете проверять домен sa-sung, система не выдаст вам SAMSUNG. И вполне правильно — возможно, вы действительно представляете бренд спортивной одежды SASUNG. Зато, когда вы решите притвориться официальным дилером корейского гиганта на таком домене «с опечаткой» — последствия могут быть самые неприятные.

Почему неприятные и какие именно — читайте далее.

Как не потерять свое доменное имя

Владелец товарного знака, точь-в-точь повторяющего доменное имя или очень на него похожего, владеет исключительными правами на сочетание букв, цифр и символов, образующих доменное имя. Помимо прочего, как определяет ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации, владелец товарного знака вправе использовать его в сети интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Копирование домена сходного с товарным знаком незаконно
Копирование домена сходного с товарным знаком незаконно

Та же статья Гражданского кодекса устанавливает, что никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения. Соответственно, если администратором доменного имени, воспроизводящего товарный знак или очень похожего на него, является какое-то другое лицо (не владелец товарного знака), то это лицо с высокой вероятностью нарушает права владельца товарного знака. Простой вывод — в случае конфликта интересов администратора доменного имени и владельца товарного знака суд, при прочих равных условиях, встанет на сторону владельца товарного знака, и регистрация доменного имени может быть аннулирована. Вдобавок к этому, правообладатель может потребовать у владельца спорного домена выплату компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн руб.

Кейс «РИЗОЛИН»

Чаще всего доменные споры возникают в случае наличия недобросовестной конкуренции. Как пример можно привести несколько арбитражных дел с участием ООО «Ризолин» — завода-производителя одноименного кровельного материала «Ризолин». Компания владела доменами ризолин-завод.рф и rizolin.ru. Некий ИП Зелюка М. С. зарегистрировал домен ризолин.рф и скопировал содержание сайта, расположенного на ризолин-завод.рф и rizolin.ru. Компания «Ризолин» обратилась в арбитражный суд. По решению суда от 19.09.16 г. регистрация домена была аннулирована, а ИП Зелюка М. С. выплатил ООО «Ризолин» компенсацию в размере 333 332 руб.

Правда, аннулировать регистрацию домена, даже идентичного или очень похожего на товарный знак, можно далеко не всегда. Дело в том, что товарный знак регистрируется не просто так, а для определенных товаров и услуг. Поэтому одновременно могут сосуществовать несколько товарных знаков с одинаковым названием, зарегистрированных для разных товаров и услуг. Например, два разных товарных знака «УЛЫБКА» для кондитерских изделий (№ 440176) и для услуг магазинов (№ 316676). Вопрос: кому же в такой ситуации должен достаться домен улыбка.рф?

В связи с этой коллизией, при принятии решения об аннулировании регистрации доменного имени суды обязательно учитывают те товары и услуги, которые предлагаются на сайте, доступном по спорному адресу. Если эти товары и услуги однородны с товарами и услугами, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, — домен вполне могут аннулировать. Если же товарный знак зарегистрирован для мебели, а на сайте торгуют котятами, — нарушение законных прав и интересов владельца товарного знака отсутствует, а претензии к администратору доменного имени необоснованны.

Реальной угрозой для добросовестных администраторов доменных имен в таких условиях становится практика «обратного захвата» доменного имени. «Обратный захват» означает, что товарный знак, тождественный доменному имени, регистрируют позже появления раскрученного домена, рассчитывая на получение компенсации от владельцев сайта или даже получение популярного доменного имени. При этом недобросовестный заявитель сразу может выбрать правильные товары и услуги для регистрации своего товарного знака. Поскольку доменное имя не является охраняемым средством индивидуализации, суд может аннулировать регистрацию доменного имени, несмотря на то, что домен был зарегистрирован раньше товарного знака.

Внимательный читатель спросит — неужели могут аннулировать мой домен, если я раскручиваю сайт с его использованием вот уже 10 лет, используя доменное имя как бренд в рекламе? Ответ: да, могут, если вы не сможете доказать факт широкой известности вашего бренда (тождественного доменному имени) и недобросовестные намерения лица, которое пытается «захватить» ваш домен с использованием товарного знака. Такой судебный процесс может затянуться надолго и потребует от вас не одну сотню тысяч рублей на издержки. Всего этого можно было бы избежать, если бы этот товарный знак был у вас изначально.

Чтобы сэкономить ваше время и деньги, рекомендуем заблаговременно зарегистрировать собственный товарный знак и получить полноценную правовую охрану для вашего доменного имени. Стоимость процедуры в бюджетном варианте обойдется около 25 тыс. руб., в более полноценном — до 70 тыс. руб. Подать заявку на регистрацию товарного знака в Роспатент можно в электронном виде через сервис «Онлайн Патент», где для клиентов «Джино» предусмотрена приветственная скидка в 1000 рублей, а для участников бонусной программы дополнительные 500 баллов.

Главное

  • Перед регистрацией домена следует убедиться, что не существует похожего товарного знака.
  • Только регистрация домена в качестве товарного знака дает исключительное право на доменное имя. Она же поможет предотвратить потерю домена из-за регистрации посторонними идентичного товарного знака впоследствии.
  • Товарный знак регистрируется для определенных продуктов и услуг, и на сайте должны быть представлены именно заявленные товары или услуги.
  • Наличие зарегистрированного товарного знака поможет бороться с недобросовестными конкурентами, использующими сходные с вашим доменные имена.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
+7 495 229-30-31 Москва
+7 812 407-17-11 Санкт-Петербург
+7 343 288-50-31 Екатеринбург
© Джино, 2003–2024. «Джино» является зарегистрированным товарным знаком.
Лицензия на телематические услуги связи № 150549 от 09.03.2017.
Правовая информация Политика конфиденциальности Карта сайта